Версия для слабовидящих · Основной дизайн

Меню  

   

 

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   

                   УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

                              Г.МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

 

 

 

 

   Формирование личностных, метапредметных

   и предметных компетенций

через усиление практической направленности

                           уроков химии

 

Рыбинцева Л.И. учитель химии

МБОУ СОШ №1 г. Минеральные Воды

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии

 

«Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

Я делаю и понимаю.»

    Конфуций

 

 

Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование четких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участников образовательного процесса. Общественный договор между обществом и государством выражает федеральный образовательный стандарт второго поколения. В нем особое значение отводится качеству образования, выражающееся в предметных, метапредметных и личностных результатах обучающихся, образующихся в процессе обучения и воспитания на основе системно-деятельностного подхода с активным использованием инновационных педагогических технологий, подталкивающих к самостоятельному овладению учащимися новыми компетенциями. В этой связи, главной задачей современной школы становится раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. 

Современные образовательные результаты проявляются не только в виде системы знаний ученика, но и в освоении способов их получения, в выявлении потребности в новых знаниях,  умении быстро и эффективно, самостоятельно или во взаимодействии, ликвидировать имеющиеся пробелы.

Задачей педагога становится использование учебно-методического комплекта в целях формирования результатов, носящих предметный, надпредметный и личностный характер.

 

«Наука химия – это область чудес,величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области…» это было сказано почти век назад Максимом Горьким. Энтузиазм писателя по поводу потенциала химии стопроцентно оправдан. Юному человеку химия дает возможность опытным путем увидеть на уроках процессы, происходящие в материальном мире. В изучении химии это важно. Ученые давно оценили роль практики «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь самому за химические операции» (М.В. Ломоносов).

В современной концепции химического образования практическая направленность подчёркивается как важное требование обновления содержания, но в последние годы снижается качество усвоения учебного материала курса химии. Это связано с сокращением часов на лабораторные опыты и решение экспериментальных задач, резко снижает мотивацию к учению, переводит экспериментальную науку в область абстракций.

Достижение высокого уровня результатов освоения обучающимися школьной программы по химии становится не только актуальной, но и трудной педагогической задачей, которую решить без практико-ориентированного подхода, энтузиазма и любви к детям невозможно.

Таким образом, в рамках реализации ФГОС по химии существует противоречие - между объективными условиями и природосообразными потребностями подростков, которые проявляются в интересе к практической стороне предмета.

Выше названные факты подтверждают актуальность темы моего педагогического опыта «Формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии».

В ходе практической деятельности мною решались задачи:

1.           Выявить общее состояние проблемыпо формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии.

2.           Апробировать практико-ориентированные методы, приемы и способы обучения.

3.           Продолжить внедрениесовременных образовательных технологий, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении.

4.           Совершенствовать инфраструктуру взаимодействияс учителями школы, специалистами других сфер деятельности с целью повышения качества образовательного процесса.

5.           Обобщить положительный опыт работыпо формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии.

Моя педагогическая техника по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций школьников это – совокупность практико-ориентированных технологий и подходов в обучении, средств, приемов и методов в обучении, используемых для наиболее полного достижения образовательных целей.

Так же в понятие педагогической техники включаю три группы собственных умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать.

В педагогической практике:

- реализую личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении;

- внедряю современные образовательные технологии: информационные и Интернет – технологии, исследовательские методы в обучении, межпредметные связи на основе принципов: свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи.На своих занятиях уделяю особое внимание:

·               демонстрации роли практических знанийо веществах и их свойствах.

ознакомлению с веществами и материалами, с которыми обучающиеся встречаются в повседневной жизни (лекарства, средства бытовой химии, строительные материалы).

·               раскрытию химической сущности процессовприготовления пищи и напитков, стирки, чистки предметов домашнего обихода, процессов, происходящих в живых организмах (усвоение пищи, дыхание), принципов действия лекарств.

·               реализации межпредметных связей(с физикой, биологией, экологией).

·               знакомство со способами решения жизненно важных проблем– с получением лекарств, материалов с заданными свойствами, охраной окружающей среды осуществляется следующими способами:

·               ознакомлению с нормами использования веществ и материалов, правилами поведения в различных  жизненных ситуациях (правила хранения и использования огнеопасных, токсичных веществ; объяснение влияния алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека; правила поведения при пожарах, ожогах).

·              организации профориентации обучающихся(формирование знаний о главных отраслях химической промышленности, научных основах химического производства, массовых рабочих профессиях, связанных с химией).

В организации учебного процесса широко использую задания с практико-ориентированным содержанием. Эффективными формами, методами и приемами практикоориентированного обучения в формировании личностных, метапредметных и предметных компетенций школьников являются:

- учебное исследование в рамках урока; (на занятиях обучающиеся выполняют творческие здания исследовательского характера)

- учебный химический экспериментв рамках урока;

- домашний химический эксперименткак вид самостоятельной работы обучающихся.

исследовательская и проектная деятельность школьников;

- поиск материаловисторического характера, биографических справок о великих учёных, объяснение загадок природы; (школьники знакомятся со статьями СМИ, рекламными объявлениями, изучают химический состав  различных товаров, проведя экспертизу выступают в роли ведущего программы «Контрольная закупка». В ходе ознакомления с материалами, ребята находят «химические» ошибки).

Убеждаю школьников, что химическая безграмотность опасна для окружающих. Не обязательно работать на химическом заводе, чтобы быть подверженным химической опасности: все мы употребляем в пищу разные продукты, используем средства косметики и бытовой химии. Именно основы школьного курса химии для многих должны стать ориентирами, чтобы в экстренной ситуации каждый человек мог обеспечить максимальную безопасность себе и окружающим, чтобы безграмотное использование обычных средств бытовой химии не нанесло вреда здоровью.

Чтобы заинтересовать школьников практической химией, применяю задачи, межпредметного содержания (валеологического, экологического, бытового). Проанализировав условия задач, обучающиеся отмечают закономерность - в их содержании заложены сведения о связи знаний по химии и повседневной жизнью человека, физиологической потребностью организма в тех или иных веществах.

Включение задач межпредметного содержания дает возможность повысить интерес обучающихся к предмету, сформировать убежденность в необходимости вести здоровый образ жизни, внимательно относиться к собственному здоровью.

Решению педагогических задач значительно способствует взаимодействие с учителями школы и сотрудничество со специалистами из различных областей деятельности, результатом чего является:

- организация и проведение мероприятий в рамках декады по естествознанию в сотрудничестве со специалистами других профессий.

В ходе практической деятельности по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии достигнуты следующие результаты:

Личностные результаты:

- повысилась мотивация школьников к изучению химии;

- ценностно-смысловые установки обучающихся включают потребность к здоровому образу жизни в области питания и использования средств бытовой химии;

- повышение количественных показателей участия школьников в интеллектуальных мероприятиях по химии.

Предметными результатамиизучения химии являются следующие умения:

– осознание роли химии впознании окружающего мира:

– объяснение роли различных источников химической информации.

– использование химических умений и навыков:

– находить в различных источниках и анализировать химическую информацию;

– составлять описания различных химических процессов на основе анализа разнообразных источников химической информации;

– понимание смысла собственной действительности:

– определять роль результатов выдающихся химических открытий;

– использовать химические знания для осуществления мер по сохранению природы, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Метапредметными результатамиизучения курса химии является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУДвыражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством химических знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Результатом формирования познавательных УУД являются:

– осознание роли химии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Метапредметные результаты характеризуются положительной количественной и качественной динамикой результативности участия обучающихся в интеллектуальных мероприятиях по химии:

- ежегодное участие школьников в муниципальном этапе ВОШ ;

- участие в региональном этапе ВОШ по химии, 2013 г.;

- Всероссийская дистанционная олимпиада по химии (Северо - Кавказский университет).

Немаловажное значение в освоении знаний, умений и навыков по химии играет внеурочная занятость учащихся. Кружки в новой форме создают условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

 - определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся;

- отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

 - теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

 - определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

 - разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

 - овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

 - эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Ожидаемыми результатами внеурочной учебной деятельности по химии являются:

- Овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

 - Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

 - Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

В целом опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что, в концептуальные идеи,  прописанные во всех материалах, пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой.

 

 

 

 

        

 

   

Новости  

   

Доп. Меню  

   

Ссылки  

   
© 2018 МБОУ СОШ №1. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.
© ALLROUNDER