Версия для слабовидящих · Основной дизайн

Меню  

   

files/gk.zip

Какие знания должны быть сформированы

у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

  • уметь четко произносить все звуки речи;

  • уметь интонационно выделять звук в словах;

  • уметь выделять заданный звук в потоке речи;

  • уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

  • уметь произносить слова по слогам;

  • уметь составлять предложения из 3—5 слов;

  • уметь называть в предложении только 2-е слово, только З-е слово, только 4-е слово и т.д.;

  • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк — это животные);

  • уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);

  • уметь составлять несколько предложений о предмете;

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

  • уметь наизусть читать любимые стихотворения;

  • знать автора прочитанного стихотворения;

  • уметь последовательно передавать содержание сказки.

 

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

  • знать цифры от 0 до 9;

  • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;

  • уметь называть предыдущее и последующее число относительно
    любого числа в пределах первого десятка;

  • знать знаки +, —, =, <, >

  • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6 = 6);

  • уметь соотносить цифру и число предметов;

  • уметь сравнивать 2 группы предметов;

  • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

  • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;

  • уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;

  • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»;

  • уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.

 

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

  • уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

  • уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова, ...);

  • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей...);

  • иметь представления о сезонных признаках природы (например,
    осень — желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая...);

  • знать названия 1—3 комнатных растений;

  • знать названия 12 месяцев года;

  • знать названия всех дней недели.

 

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

  • в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

  • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

  • знать правила поведения в общественных местах и на улице.

 

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1-й класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также от состояния здоровья ребенка и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в 1-м классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в 1-е классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медикопедагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

 

Как может родитель сам определить готовность ребенка к школе?

В книгах Тихомировой Л.Ф., Басова А.В. «Развитие логического мышления детей» (Ярославль, 1996), Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Готов ли Ваш ребенок к школе» (М., 1994) представлены диагностические задания для определения психологической готовности ребенка к школе.

 

Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе?

  1. Развитие мелких мышц руки:

    • работа с конструкторами разного типа

    • работа с ножницами и пластилином

    • рисование в альбомах(карандашами, красками)

  2. Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления)

 

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

  1. Социально-психологическая готовность к школе:

    • учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний)

    • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых)

    • умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание)

  2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок
    уверенно владеет карандашом, ножницами);

  • пространственная организация, координация движений (умение
    правильно определять «выше — ниже», «вперед — назад», «слева — справа»);

  • координация в системе «глаз — рука» (ребенок может правильно
    перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

  • развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

  • развитие произвольного внимания (способность удерживать
    внимание на выполняемой работе в течение 15—20 минут);

  • развитие произвольной памяти (способность к опосредованному
    запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным
    символом: «слово — картинка» либо «слово — ситуация»).

     

Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка?

Постарайтесь ответить себе на следующие вопросы.
1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно-ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?
2. Есть ли у ребенка друзья?
З. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?

4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?
5. Есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?

 

При выборе типа образовательного учреждения (гимназия, школа с углубленным изучением иностранного языка и др.) руководствуйтесь прежде всего интересами вашего ребенка, учитывайте психофизиологические, интеллектуальные способности и состояние его здоровья.
 

Советы психолога родителям первоклассников.

Школа... Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом.

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

У вас Событие — ваш ребенок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся
взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок.
Это естественно, поскольку каждый маленький человек — неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами — так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

Как должны вести себя взрослые, чтобы добиться этого? Необходима «кровная» заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького
ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового (по каждому предмету в отдельности) узнал он сегодня. Желательно поддерживать интерес к учебе, перенося новые знания ребенка на повседневную жизнь (использовать навык счета, чтобы посчитать, сколько птиц село на
ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения — чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой).

И, конечно, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего отпрыска. Дело в том, что особенно в возрасте 6—10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми (хорошими). Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания повышения и интереса к школе и обучению.

О вреде длительного просмотра телевизионных передач, игры в компьютер знают все от мала до велика. Можно сделать эту неотъемлемую любимую практически всеми детьми часть нашей жизни способом поощрения за успехи и достижения. Тем более что обязанности школьника требуют много сил, времени и здоровья.

Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьезному шагу ребенка («ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьезные обязанности»). Конечно, ваше дитя будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определенная самостоятельность. Контроль необходим (степень его проявления в компетентности каждого родителя), но все же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своем мироощущении, почувствовать себя старше.

У каждой личности должно быть свое пространство. Если у ребенка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место: письменный стол, где он будет заниматься своим серьезным делом — учиться. Это хорошо и с точки зрения соблюдения правил гигиены — правильная посадка, позволяющая сохранить осанку, необходимое освещение.

Отдельного внимания заслуживает режим дня. К сожалению, многие дети (по статистике, порядка 40—50 %) обладают синдромом Минимальной мозговой дисфункции (ММД) или, как следствие, вегетососудистой дистонией. Эти легкие неврологические заболевания могут скомпенсироваться к 10— 12 годам при условии соблюдения общей гигиены жизни (нормальная продолжительность сна — 9—10 часов, прогулки — 2—3 часа, подвижные игры и занятия спортом, посещение бассейна, полноценное питание). Именно для этой категории детей важно правильно распределить время учебы и отдыха, поскольку причинами проблем с учебой, поведением являются повышенная утомляемость, невозможность длительной концентрации внимания.

Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6—7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючочков можно надолго отбить охоту к учебе.

Еще всем родителям нелишне знать, что все мы грешны высокими амбициями и ожиданиями по отношению к своим чадам. И бывает очень сложно детям дотянуться до той планки, которую мы им ставим. Бесспорно, проще стучать кулаком по столу и требовать: «Учись хорошо, слушай учительницу!» Гораздо сложнее помогать ребенку, ежедневно разбираясь в его проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.

Помните: ребенок — это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

 

Рекомендации для родителей, у которых ребенок стал первоклассником.

 

Ваш ребенок пошел в школу. Но считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.

Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.

Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.

Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше — за пребывание дома. дом теперь приобретает для ребенка гораздо большее значение, чем раньше.

Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.

Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.

Старайтесь не заходить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка.

На первых порах просите ребенка «подсказать» вам, как дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.

Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа — не единственная.

Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.

И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.

И еще очень важно — уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.

Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возможности появится опыт размышлений о себе и

своей жизни.

 

Критерии готовности ребенка к школьному обучению.

Личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради),

возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность — наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

Социально-психологическая готовность — умение общаться со взрослыми, сверстниками. Умение войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

Физиологическая готовность — уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

Какой должна быть учебная нагрузка первоклассника?

   

Новости  

   

Доп. Меню  

   

Ссылки  

   
© 2018 МБОУ СОШ №1. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.
© ALLROUNDER